PRO ASO (AppStore Optimization)

Пошаговое руководство по ASO-оптимизации игр. Часть 1: ключевые слова

Органический рост в Apple AppStore и Google Play зависит от позиций в результатах поиска. Они довольно неплохо изучены в рамках отдельного направления мобильного маркетинга, так называемого ASO (App Store Optimization, оптимизации приложений для "сторов" на iOS и Android).

Традиционно ASO используется в продвижении неигровых приложений. Но, несмотря на то, что методы продвижения неигровых приложений и мобильных игр отличаются, в случае грамотной настройки, AppStore Optimization также может помочь и играм.

В этом руководстве мы расскажем про:

I. Основы ASO-оптимизации,
II. Чем ASO для игр отличается от ASO для приложений,
III. Как подобрать ключевые слова для мобильной игры,
IV. Как проверить доступность ключевого слова,
V. "Ключи" для улучшения позиций в AppStore,
VI. Встроенные покупки для улучшения индексации
VII. Как применять ключевые слова для повышения рейтинга в Google Play,
VIII. Ключ к успеху – итеративный подход,


У ASO есть два аспекта. Первый связан с оптимизацией ключевых слов для привлечения потенциальных пользователей "сторов" на ваше мобильное приложение или игру (симпатичен делающим ставку на органическое продвижение). Второй – с оптимизацией на странице "сторов", по сути, конверсией просмотров в загрузки (больше симпатичен использующим рекламный трафик). В данном руководстве мы сосредоточимся на оптимизации ключевых слов и рассмотрим все аспекты текстовой ("по ключам") ASO-оптимизации (а есть также ASO графическая и ASO социальная).

I. Основы ASO-оптимизации


Начнем с того, что такое ASO (АСО) и почему это так важно? ASO-оптимизация – это, по сути, набор методов, которые помогают алгоритмам поиска Apple и Google ассоциировать определенные приложения и игры с конкретными ключевыми словами, популярными в конкретном "апсторе".

Кстати, ASO-оптимизацию иногда путают с SEO-оптимизацией. Мы уже рассказывали, в чем заключаются их различия.

Процесс выглядит следующим образом:
1. Нужно подобрать ключевые слова под игру, которые люди используют при поиске.
2. Добавить нужные ключевые слова в метаданные игры, которые обрабатывает алгоритм поиска.
3. Подтвердить внесенные изменения.
4. Отслеживать изменения позиций на поиске.
На каждом этапе есть свои особенности, о которых мы расскажем ниже.

II. Чем ASO для игр отличается от ASO для приложений


Ключевые слова для мсбильных приложений соотносятся с возможностями и преимуществами конкретного приложения. Обычно то, что ввел пользователь в поиске "апстора", это поиск решения проблемы.

Мобильные игры не решают реальные задачи с помощью какой-либо из своих функций (в отличие от неигровых приложений). Поэтому оптимизация ключевых слов для игр требует совершенно другого подхода.

Большинство людей ищут игры не по названию, а, скорее, по жанру или настроению. Соответственно, подобные ключевые слова являются более общими и, в целом, более конкурентными. Поэтому для поиска лучших "ключей" потребуются сообразительность и хорошие инструменты. (А также - попадание игры в нужную категорию "апстора".)

III. Как подобрать ключевые слова для мобильной игры


Хорошее "ключевое слово" для ASO имеет:

  1. прямое отношение к игре (тип игры, настроение, для которого предназначена игра, и т.д.),
  2. высокий или средний показатель популярности: люди действительно используют это слово при поиске,
  3. низкий показатель конкурентоспособности: это означает, что ему будет легче ранжироваться,
  4. высокий потенциал целевых загрузок без завышенных ожиданий от пользователей.
Пример позиций игры игры про зомби
Пример позиций игры игры про зомби

3 способа найти топовые "ключи" для мобильной игры:


1. Проверьте конкурентов

Отличный способ изучить ключевые слова –  посмотреть, что именно работает для похожих игр. Это можно легко сделать с помощью отчетов Competitor Keywords.

Отчет Competitor Keywords показывает ключевые слова всех выбранных игр, позволяет легко находить общие закономерности и определять их количество для понимания того, как игра будет "биться" за лучшие ключевые слова при продвижении.
пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)
пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)

После того, как собраны все интересующие ключевые слова, можно быстро оценить их популярность и конкурентность.

Совет: если не знаете, какие игры сравнивать, возьмите общие ключевые слова, соответствующие вашей игре, и посмотрите результаты поиска по ним. Добавьте игры, которые входят в пятерку лучших по "ключу".

пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)
пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)

2. Найдите связанные ключевые слова

После подбора подходящих ключевых слов  изучите связанные "ключи". Это можно сделать с помощью функции Keyword Ideas.
пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)
пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)

3. Используйте подсказки ASO-инструмента по ключевым словам.

Можно пойти еще дальше и расширить список ключевых слов с помощью Suggestions.Мы делаем это, просматривая ключевые слова, по которым игра уже ранжируется, определяя связанные с ними ключевые слова, а затем ключевые слова, связанные с этими ключевыми словами.

пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)
пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)


IV. Как проверить доступность ключевого слова


После подбора хороших вариантов нужно убрать ключевые слова, которые являются только «хорошими», но не «топовыми» для вашей игры. Мы делаем это в два этапа: во-первых, изучая ранги ключевых слов, а, во-вторых, сравнивая эффективность продвижения по ним. Оценки популярности и агрессивности конкуренции выставляются по шкале от 1 до 100. При взвешивании ваших шансов на продвижение по тем или иным "ключам" стоит убедиться, что вы выбрали "ключи" с наибольшей популярностью (чем выше, тем лучше) и наименьшей конкуренцией (чем ниже показатель в графе Difficulty/Сложность, тем лучше).

пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)
пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)


Теперь, когда список больше ориентирован на перспективные ключевые слова, нужно убедиться, что ваша игра будет хорошо ранжироваться по этим "ключам".

Оптимизация по конкретному ключевому слову не означает, что алгоритм поставит вашу игру в верхнюю часть списка. Но по ее итогам ваши шансы значительно вырастут. Алгоритмы поиска Apple и Google учитывают качество аудитории приложения, когда решают, какие именно игры или утилиты являются лучшими по определенному запросу. Их алгоритмами учитывается количество загрузок, рейтинги, ранг в категории и, в некоторых случаях, время последнего обновления игры, а также число активных пользователей и удалений игр. Кроме того, даже в негативных отзывах пользователи могут упомянуть нужное вам ключевое слово, и вы продвинетесь вверх по нему.

Можно быстро ознакомиться со всеми данными по любому ключевому слову с помощью Keyword Inspector.

Что такое показатель performance в "сторах"?


Это оценка производительности, необходимой для хорошего ранжирования по ключевому слову, является искусственной, т.к. алгоритмы поисковой "выдачи" апсторов учитывают множество параметров, при этом часто меняются (особенно в Google Play).

Но есть общие закономерности, которые стоит учитывать:
  1. Ваши загрузки должны быть в пределах 25% от среднего из топ5 игр в выдаче по "ключу".
  2. Ваши рейтинги должны быть выше, чем у конкурента с наименьшим количеством оценок.
  3. Игра должна входить в топ релевантной категории, и она должна быть недалеко от выбранных конкурентов.
  4. В некоторых случаях игры, которые обновлялись давно, имеют более низкий ранг.

Итак... Если ваша игра соответствует этим правилам, вы получили "ключ"-кандидат для текстовой оптимизации. Если таких "ключей" еще нет, то ничего страшного. Заливайте игру платным трафиком и обзорами, и со временем "органика" тоже будет подтягиваться.

V. "Ключи" для улучшения позиций в AppStore


Алгоритм Apple учитывает 3 элемента при индексации (сопоставлении ключевых слов с META-описанием) и ранжировании игры:

1. Название (title)
Название приложения – первое и самое важное для ключевых слов. Алгоритм придает ему наибольший вес, но оно ограничено 30 символами.
  1. Используйте самые важные "ключи" в Title.
  2. Порядок имеет значение. Нужно поместить важные ключевые слова вперед.
  3. Повторы игнорируются. Повтор ключевых слов не поможет и приведет к потере драгоценного места, которое могли бы занять другие перспективные "ключи".
  4. Алгоритм Apple автоматически переводит правильные английские слова во множественное число, поэтому вы можете использовать только единственное число для индексации обеих форм. (Но для особых случаев включайте и множественное число).
  5. Алгоритм автоматически добавляет название вашей категории и слово «бесплатно» (если ваша игра бесплатна для загрузки), а также слова "for iPhone", "for iOS" и десятки служебных слов (частиц и предлогов), поэтому нет необходимости их включать сюда.

2. Подзаголовок (Sub-title)
Подзаголовок также ограничен 30 символами, но его плюс в том, что он анализируется вместе с заголовком.
  1. 1. Можно включить одно ключевое слово в название и другое в подзаголовок, а алгоритм найдет их комбинацию. 
  2. Повторы игнорируются. Повторение ключевых слов не поможет и приведет к потере драгоценного места.
  3. Алгоритм Apple также индексирует большинства англоязычных слов в единственном числе как единственное и множественное число каждого из слов.
  4. Есть "плавающая" ошибка 30-го символа, когда в некоторых локализациях Apple не учитывает слова или знаки, занимающие последний символ подзаголовка.

3. Список ключевых слов (Keywords)
Список ключевых слов находится в интерфейсе разработчика AppStore Connect и не отображается в AppStore. У него самый низкий приоритет, но он важен для оптимизации ключевых слов. Список дает вам по 100 символов на каждую локализацию, которые при правильном внедрении могут использоваться для таргетинга по различным ключевым словам или комбинациям. 
  1. Разделяйте ключевые слова запятой, а не пробелом. Удалите другие ненужные пробелы.
  2. Место не имеет значения, как и порядок ключевых слов.
  3. Разбивайте комбинации слов на отдельные слова.
  4. Повторы игнорируются.
  5. Ключевые слова из заголовка, подзаголовка и поля ключевых слов сочетаются между собой и создают комбинации запросов.
  6. Ключи сочетаются между собой только в одной языковой локализации.
  7. Вы бесплатно «получите» слова во множественном числе, поэтому используйте только единственное число.
  8. Иногда можно пробовать комбинировать цифры и слова.

4.Промо-текст (Promotional text).
Это рекламный текст, позволяющий продвигать приложение и анонсировать какие-либо события и обновления в нем. Промо-текст не индексируется, но может положительно сказаться на конверсии. Данное поле включает в себя 160 знаков.

VI. Встроенные покупки для улучшения индексации


Для повышения поисковой видимости приложения важно встраивать методы вызова и локализовывать Promoted In-Apps, т.к. они индексируются глобально. Promoted In-Apps - продвигаемые покупки в приложении, которые можно совершать даже до загрузки самого приложения.

Для каждого In-App необходимо создать:
  1. Promotional image - Иконка. Иконка должна привлекать внимание пользователя и отражать содержание покупки. Данное изображение появляется на странице продукта App Store, на вкладках "сегодня", "игры" и "приложения", если ваш контент может отображаться в результатах поиска.
  2. Display name - Отображаемое название. Название должно быть понятно вашим пользователям и вашим клиентам в App Store. Важно избегать общих названий (например: “Ящик с сокровищами”), и лучше, если каждое название будет связано конкретно с вашей игрой (например, как показано ниже на скриншоте: “Pixel Combat Money Pack” - гармонично вписано название игры + есть понимание, что включает данная покупка). Длина данного поля не должна превышать 30 символов. 
  3. Description - Описание. Описание встроенных покупок позволяет детализировать каждое предложение, вследствие чего пользователь будет наглядно видеть преимущества каждой покупки. Длина данного поля не должна превышать 45 символов. Описание отображается на странице приложения.

Возьмите ТОП3-ТОП5 своих покупок - они чаще всего отображаются на странице приложения в ТОПе. 

пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)
пример игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)
пример №1 Promoted In-App игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)
пример №1 Promoted In-App игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)
пример №2 Promoted In-App игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)
пример №2 Promoted In-App игры про Зомби (кейс SoftwareLead на US & UK рынках в Apple AppStore зимой-весной 2020 года)

VII. Как применять ключевые слова для повышения рейтинга в Google Play


У Google Play немного другой набор элементов, которые можно оптимизировать:

1. Название (Title)
Название приложения – первое и самое важное место для ключевых слов. Алгоритм придает ему наибольший вес, но он ограничен 30 символами, поэтому будьте внимательны.
  1. Используйте самые важные ключевые слова в названии.
  2. Место имеет значение. Поместите важные ключевые слова вперед.
  3. Повторы игнорируются. Повторение ключевых слов не поможет, но приведет к потере драгоценного места..
  4. Алгоритм Google автоматически переводит слова во множественное число, поэтому
можно использовать только единственное число для индексации.

2. Краткое описание (Short description)
Краткое описание имеет более высокий лимит по длине – 80 символов, и оно следует тем же правилам, что и название игры. Алгоритм обрабатывает их вместе, в то время как алгоритм Apple обрабатывает имя и подзаголовок вместе. Можно включить одно ключевое слово в название, а другое в подзаголовок, и тогда алгоритм рассмотрит их комбинацию.
  1. Комбинируется с названием, поэтому используйте ключевые слова, которые дадут хорошие комбинации.
  2. Повторы игнорируются. Повторение ключевых слов не поможет, но приведет к потере драгоценного места.
  3. Алгоритм Google автоматически переводит слова во множественное число, поэтому вы можете использовать только единственное число для индексации обеих форм.
  4. Не набивайте ключевые слова, а пишите предложения. Для этого у вас достаточно символов.

3. Длинное описание (Long description)
В отличие от Apple, Google не предоставляет поле под список ключевых слов. Вместо этого Google обрабатывает длинное описание игры и определяет релевантные описанию ключевые слова, рекомендуя авторам игр использовать "best SEO practices".

В этом разделе важно попадание в целевую категорию и достижение коэффициента соответствия выше 0,8 (в идеале - выше 0,9). Проверку можно провести на этом сайте:  добавить текст в данное поле и проверить соответствие категории в “Categories”. В длинном описании обязательно должны быть использованы все основные ключевые слова.



1. Повторы, как и плотность, имеют огромное значение. Плотность – это количество повторений ключевого слова в описании, деленное на количество слов в описании. Все, что превышает 2%, является слишком “плотным”.


2. Варьируйте ключевые слова, то есть используйте слова, похожие на ваши ключевые слова, вместо повторения ключевого слова.

3. Алгоритм придает наибольший вес первому и последнему абзацам, поэтому стоит включить в них ключевое слово хотя по разу.

4. Отзывы
Алгоритм поиска Google ищет ключевые слова, чтобы  связывать игру с отзывами. И это верный подход. Невозможно контролировать слова, которые используются в отзывах, хотя есть способ это частично контролировать.

Нет, речь не о покупке отзывов, так как в результате выявления "покупки" вашу игру могут насовсем забанить в Google Play. 

Совет: Можно включить в обзоры определенные ключевые слова, подсказывая их пользователям, готовым делать свои обзоры. Например, можно использовать ключевые слова в названиях ваших уровней и покупок в приложении. Таким образом, когда пользователи ссылаются на них в отзывах, они помогут вам в улучшении ранжирования.

VIII. Ключ к успеху – итерации


Последний шаг – отправить свои обновления в Google Play и дождаться, когда алгоритм начнет обрабатывать игру При использовании отчета "Keyword Performance" можно увидеть, повлияли ли изменения на рейтинги. Результаты могут появиться немедленно, но в большинстве случаев потребуется от 1-2 до 3-4 недель для стабильного улучшения.

Важно убедиться заранее, что изменения не окажут негативного влияния на рейтинги Даже, если это произойдет, то можно все оперативно отменить... Хотя, откровенно говоря, Google Play в 2020 году "колбасит" очень сильно. При получении результатов можно оценить успех или провал в стратегии.


При подборе ключевых слов можно найти идеальный вариант. После повышения эффективности можно начать новый этап подбора ключевых слов.

Ваш ход, гроссмейстер!

ASO-оптимизация игры – самый эффективный способ повышения ее видимости в апсторах. Не нужно тратить недели на исследования, достаточно пары часов в месяц.
К вашему сведению – в хорошо знакомом нам ASO-сервисе AppFollow.io есть все инструменты ASO, необходимые для мониторинга позиций и оптимизации игр, а также для отслеживания конкурентов.